Регистрация

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

CAPTCHA
г. Одинцово, б-р Л. Новосёловой, дом 7
Приёмная: 8 (495) 599-44-10

УЧЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Гребнева Елена Петровна

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС

Новая модель образования в условиях реализации ФГОС основана на компетентностной образовательной парадигме, нацеленной на формирование мотивированной личности, быстро ориентирующейся в обновляющемся информационном пространстве, умеющей принимать решения, быть конкурентоспособной в обществе.

В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает:

  • формирование готовности учащегося к саморазвитию и образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психических, физиологических особенностей обучающихся.

В организации учебного процесса центральное место отводится познавательной деятельности учащегося, а не информационно-объяснительной деятельности учителя. Приоритетным становится самостоятельное приобретение учащимися знаний. Учитель перестает быть только источником информации, он становится наставником в ее поиске. Преподавание должно стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Развитие ребенка должно происходить в ходе совместного обсуждения, исследования, коллективной деятельности, а не приобретения готовых знаний и механического их заучивания.

Учебная деятельность нацелена на формирование у учащихся ключевых компетенций – универсальных способностей и умений, позволяющих человеку понимать ситуацию и достигать конкретных результатов для успешной социализации (Д.А.Иванов):

  • коммуникативных (работа с текстом, говорение);
  • информационных (компьютерных);
  • проектно-исследовательских (разработка проектов и участие в их реализации) ;
  • организационных (работа в группе, взаимодействие с другими);
  • умения учиться (планирование, самостоятельная работа, поиск информации);
  • личностных (рефлексия, приспособление к личностным особенностям).

Главной задачей учителя становится мотивировать учащегося на проявление инициативы и самостоятельности. Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение собственных образовательных результатов – ключевых компетенций.

В этой связи можно выделить основные компетенции современного учителя:

  • уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности;
  • использовать разнообразные формы организации деятельности учащихся с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей;
  • организовывать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею;
  • использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;
  • уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу критического мышления;
  • владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Педагогические методы и технологии

Достигать поставленных целей учителю позволяют современные педагогические технологии:

  • технология критического мышления;
  • проектно-исследовательский метод;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • диалоговые технологии развития творческих способностей учащихся;
  • индивидуально-личностного обучения;
  • проблемного обучения;
  • интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
  • дифференцированного обучения.

В контексте преподавания литературы в условиях реализации ФГОС особое значение приобретают диалоговые технологии развития творческих способностей учащихся, проблемное обучение, технология критического мышления, преподавание литературы как нравственно-этического курса, формирующего человека.

Современные педагогические технологии создают условия, в которых учащийся приучается работать самостоятельно, задавать себе и другим вопросы, обосновывать свою точку зрения и обсуждать ее в дискуссии, формулировать проблемы, задачи, искать пути решения, приобретать навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Это позволяет ученику максимально раскрыть себя, реализовать творческий потенциал, а также совершенствовать коммуникативные навыки и приобщаться к опыту и ценностям других, что в конечном итоге способствует саморазвитию ребенка.

Разработка урока с учетом требований новых образовательных стандартов

Урок в 8 классе по теме «Сквозные образы русской литературы. Мотив пути в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» обобщает и систематизирует знания учащихся на данном этапе изучения творчества писателя. В ходе урока при помощи современных педагогических технологий (дифференцированного подхода; индивидуально-личностного обучения; преподавания литературы как нравственно-этического курса, формирующего человека; проблемного обучения; интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала) формируются организационные, учебные, коммуникативные, рефлексивные компетентности ученика (умение включаться в разные виды учебной деятельности, умение осуществлять рефлексию своей деятельности, реализация практических навыков). Данный урок может стать отправной точной для дальнейшей проектно-исследовательской работы по предмету («Мотив пути в творчестве Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и т.д.»)