Регистрация

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

CAPTCHA
г. Одинцово, б-р Л. Новосёловой, дом 7
Приёмная: 8 (495) 599-44-10

Выразительные средства графики

Учитель изобразительного искусства и черчения
высшей квалификационной категории
Смирнова Ирина Николаевна

 «Элементы графического письма» / точки, линии, штрихи, ритм черных и белых пятен, тоновые нюансы/

«Графические возможности линии»

  • Плавная, волнистая линия
  • Стремительная, тонкая линия
  • Жесткая, ломаная линия

Цель:

  • Формирование навыков свободного владения элементами графического рисунка
  • Развитие пространственного представления
  • Воспитание творческого подхода к выполнению тематических заданий

Оборудование: тушь черная и цветная, бумага белая и мелованная, перо, кисть, графические листы с рисунками Л. Да Винчи, Рембрандта, Микеланджело, Г. Гольбейна младшего пособия, выполненные учителем.

Содержание:

Рисунок - основа мастерства художника. Значение рисунка в работе художника очень велико. Особую же ценность составляют рисунки, выполненные пером. Многие художники создавали свои шедевры графического искусства, рисуя тушью камышовым стеблем или гусиным пером. С помощью тонкого, ажурного чередования линий на рисунках старых мастеров мы видим и как будто слышим шелест развевающихся на ветру шелковых складок одежды, блеск золота на коронах вельмож, переливы бархата на камзолах и платьях дам и волнистых локонах причесок и париков. Все это богатство оттенков дарит нам рисунок пером. С восхищением мы рассматриваем легкий, воздушный штрих на рисунках Л. Да Винчи, Микеланджело, Рубенса.

Азы графического языка мы начинаем изучать с простых упражнений, доступных каждому ученику. В то же время, попробовать свои силы в этой же технике полезно всем, так как работа пером приучает к наблюдательности, внимательности и уверенности в своих возможностях. Ошибки здесь практически неисправимы и это одно из замечательных свойств этой техники.

Все упражнения направлены на отработку навыков рисования пером, свободное овладение графическими средствами, понимание графического языка изображения.

Перед началом урока я раздаю ученикам шаблоны квадратиков и кругов, ребята обводят их на альбомном листочке 16 раз; все 16 фигурок предстоит заполнить самыми разнообразными линиями. Чтобы ученики имели представление о предстоящей работе, я показываю таблицу, на которой на черном фоне приклеены кружочки с данными упражнениями. Вся последующая работа на уроке ведется параллельно: я показываю данное задание на доске, ребята повторяют его вслед за мной у себя в альбоме.


В 1-ом упражнении учимся проводить прямые горизонтальные линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Такое задание можно использовать и для проведения вертикальных, наклонных линий, а также линий прерывистых. Нарисовать этими линиями можно целый пейзаж, проводя их то реже, то чаще, косой дождик, например или рябь на воде.

В этом упражнении к прямым линиям, которые мы уже умеем проводить, добавляются изогнутые линии, которые научат нас рисовать волны морские, рыбью чешую, извилистое тело змеи, возможные узоры, например на обоях или ткани, водоросли, растения и многое другое.
Следующее упражнение нравится всем ребятам - это паутинка, оно состоит из пересекающихся прямых линий и слегка прогнутых посередине коротких линий и слегка прогнутых посередине коротких линий, которые начинаются расходиться от центра все дальше и дальше. Черным силуэтом можно изобразить даже паука.
Это не менее полезное упражнение состоит из одних точек. Точки тоже нужно уметь ставить. Точками много чего можно нарисовать. Например, франкский художник А. Сера рисовал свои картины именно точками. звезды вдали выглядят точками, рассыпанными как бусы по небосклону, пушистые зайчики на распустившейся вербе тоже можно нарисовать точками, а также пузырьки воздуха под водой. 

Следующее упражнение поможет нам научиться рисовать кору на деревьях, пнях, корягах. И чем старше дерево, тем более извилистые и глубокие бороздки нужно рисовать. Выполняется это упражнение слегка дрожащей рукой, чтобы получались неровные, зигзагообразные линии. Такого типа линиями можно так же изобразить скалистые ущелья, пещеры, космический пейзаж, растрескавшуюся от жары землю в пустыне.

А вот это упражнение вообще незаменимо. Замкнутые кривые линии, расположенные в хаотичном порядке относительно друг от друга, можно легко превратить в лужи после дождя, поверхность Луны, булыжную мостовую, если в каждой замкнутой линии поставить точки, а промежутки заполнить маленькими кружочками. Напоминают эти кривые линии и каменную кладку крепостных стен и башен, подземных ходов. Очень часто эти линии используются при рисовании старинных городов.
Упражнение, которое я предлагаю выполнить теперь тренирует руку, помогает проводить волнообразные линии не отрывая руки, как бы на одном дыхании. В дальнейшем ребята смогут легко проводить длинные линии контура, не отрывая руки, не нарушая целостности изображения. Такие линии смогут передать форму, объем и движение, конечно, не так как на рисунке «лебедь» А. Матисса, но помогут нарисовать много забавных зверушек: улитку, уточку мышку. Множество других очень полезных упражнений можно использовать в графических работах. Например: это поможет нарисовать пчелиные соты, сосновую или еловую шишку, панцирь черепахи или доисторического бронтозавра, крокодила.
И так буквально каждое упражнение нас чему-нибудь учит. Все линии, изученные нами сегодня пригодятся в дальнейшей работе. Даже перекрещивающиеся закругленные линии, напоминающие заплатку и те очень важны, так как помогут передать объем, поверхность, материал, фактуру изображаемого предмета. 

На этом уроке мы должны показать графические возможности линий на конкретных примерах.