Регистрация

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

CAPTCHA
г. Одинцово, б-р Л. Новосёловой, дом 7
Приёмная: 8 (495) 599-44-10

Курс танца в общеобразовательных школах

Педагог дополнительного образования  
высшей квалификационной категории 
Евгения Германовна Калинович




Видеть и создавать танец

Танец и воспитание искусством. Использование тела как средства для общения и самовыражения делает танец очень значимым, в этико-эстетическом смысле. Танец вовлекает в процесс весь человеческий организм (тело, ум и эмоции) и преобразует движение в индивидуальное, социальное и артистическое самовыражение.

Индивидуальное, потому что дает возможность исследовать и выражать собственную эмоциональную чувствительность, способствует развитию уверенности в себе и личной инициативы, развивает познавательное интерес и творческое мышление.

Социальное, потому что работа в группе стимулирует развитие внимания и уважения по отношению к другим, качественно улучшает общение и межличностные отношения, создает ситуацию коллективного познания и передачу культурных ценностей.

Артистическое, потому что стимулирует и помогает человеку выразиться через различные формы эстетического языка, обнаруживая разные видения и оценки реальности в различные исторические периоды и различные эпохи.

Танец, прежде всего это невербальный язык, в котором человек и инструмент и создатель одновременно. Это язык, рождающийся из тела, из движения, но также может быть рожден из звука, из пространства и отношений с ним, способный изменить внутреннее содержание через динамико-символические внешние формы. Танец - это также форма артистического опыта и движение это его самая чувствительная часть выражения. Танец не лимитирован только двигательной сферой, это принципиально важно для понимания его воспитательной ценности. Танец находит свою более точную историческую и культурную роль в сфере воспитания искусством, область знаний, где танец вместе с другими видами искусства развивает способности и умения. Изучение искусств (танец, театр, музыка, кино….) помогает развить особый образ восприятия и мышления, не строго структурированное, а более гибкое, интуитивное, которое рождается от чувств. Различные виды искусств это основные компоненты нашей культуры и нашей истории. В масштабах Вселенной они представляют наш мир, менталитет, образ жизни, ценности к которым мы обращаемся. Обладать инструментами для исследования и сформировать собственное видение, понять потенциал собственного творчества и постараться его реализовать.

Танец в школе

Танец совмещает развитие двигательных функций, экспрессивного выражения и коммуникативных навыков, поскольку, когда человек двигается, он мыслит и чувствует одновременно. Танец отвечает детской познавательности, характеризующейся сильным доминированием чувствительного познания (ощущение, восприятие и представление) и двигательной активности. Танец способствует развитию особой формы языка, который облегчает самовыражение и улучшает межличностные отношения. Практикуя танец можно ускорить физическое, умственное и эмоциональное развитие, создавая свою личность через социальные формы познавательной деятельности. Танцуя, ребенок учится узнавать собственное тело и использовать его как способ коммуникации с другими, открывает, что качество движения меняется в зависимости от испытываемых эмоций и тесно связано с пространством, с музыкой, с ритмом и с людьми которые его окружают.

Танец это предмет, который имеет разнообразные программы обучения в зависимости от цели, подготовка ли это будущего артиста или танец как средство воспитания личности. Воспитание танцем в общеобразовательной школе посвящено главным образом формированию личности, это конечная цель. Формирование будущего артиста продолжается в специальных средних и высших хореографических заведениях. В контексте общеобразовательной школы танец разделяет общие цели с другими предметами и может участвовать в реализации особых образовательных программ, сохраняя независимость происхождения своего языка.

В отношении артистического и эстетического воспитания танец:

- Дает возможность овладеть принципиально новыми знаниями и умениями;
- Развивает умение воспринимать, чувствовать, наблюдать и способность критического суждения;
- Способствует развитию творческой фантазии, разработке и внедрению новых идей;
- Развивает умение создавать перформанс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом);
- Способствует музыкальному воспитанию, расширяет круг интересов;
- Дает возможность оценить форму танцевального искусства.

В отношении культурного воспитания:

- Благоприятствует знакомству с разными культурами и их традициями;
- Развивает знания разных культурных ценностей связанных с танцем;
- Осуществляет уравновешивающую роль в отношении мультимедийной культуры.

В отношении личного и социального воспитания:

- Обеспечивает возможность для исследования взаимосвязей между чувствами и их выражением;
- Поощряет независимость и инициативу;
- Способствует свободной работе в группе;
- Развивает уверенность в себе в индивидуальной и групповой работе;
- Способствует интеграции детей разных национальностей представленных в группе, а также детей с проблемами обучения.

В отношении развития двигательных функций и здоровья:

- Стимулирует познавательный контакт с телом, используя воображение, визуализацию и слух;
- Повышает степень осознания возможностей и лимитов собственного тела;
- Способствует развитию уважения к собственному телу и телу других;
- Стимулирует двигательную сознательность и развивает координацию, силу, энергию;
- Развивает личную ответственность по отношению к телу и физическому здоровью.

В отношении остальных дисциплин:

- Использует дидактические методы обучения и развивает независимость их использования;
- Предлагает широкие и гибкие условия обучения, которые способствуют удовлетворению разных познавательных потребностей;
- Способствует поиску и активизации новых, не прямых стратегий обучения, обеспечивает стимулы и функциональные условия для реализации внеурочных проектов;
- Развивает способность интеграции между вербальным, визуальным, слуховым языком и языком жестов.

Пример постановочно-репетиционной работы в детском хореографическом коллективе «Танц-поле»

Тема занятия: Создание нового танцевального номера, постановочно-репетиционная работа.

Тип занятия: нетрадиционное, экспериментальное, исследовательское;

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель занятия: познакомиться новым музыкальным материалом, познакомиться с идеей нового номера, найти новые нестандартные формы хореографического языка.

Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный (показ), репродуктивный (поиск и создание новых движений);

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, зеркала, коврики, реквизит.

Учебно-наглядный материал: книга репродукций картин Леонардо да Винчи, картина «Леда и Лебедь», 1505 г.

Музыкальный материал: неизвестный испанский композитор 17 века в акапельном исполнении «Зап Мама» «Din Din».

Структура занятия:

Вводная часть:
- организационный момент;
- постановка цели занятия.

Основная часть:
- знакомство с темой и идеей нового номера;
- знакомство с музыкальным материалом;
- проучивание танцевальных фрагментов;
- импровизационная работа;
- работа с реквизитом.

Заключительная часть:
- подведение итогов занятия.

Ход занятия

Вводная часть
- организационный момент:
Приветствие на середине. Port de bras и поклон.
- постановка цели занятия:
Педагог рассказывает о том, что такое перформанс и о том, что занятие будет посвящено созданию нового танцевального номера.

Основная часть
- знакомство с темой и идеей:
Педагог знакомит учащихся с сюжетом нового номера.
Раннее воскресное утро 16-го века. Девочки в нарядных платьицах идут в церковь на первое причастие. Вдруг их взгляду открывается дивная, мистическая картина. На зеленой поляне они видят гигантские скорлупки и только что вылупившихся из них птенцов- ангелов. Ангелы пытаются расправить крылья и взлететь, но тщетно, они еще слишком малы и быстро устав, птенцы засыпают. Вдохновленные сказочным действом, девочки исполняют свой танец, наполненный гармонией и светом.
- знакомство с музыкой:
Педагог знакомит учащихся с музыкальным материалом. Происходит разбор музыкальных фрагментов, выстраивается структура произведения, танец ангелов и девочек. Происходит совместное обсуждение характеров персонажей.
- проучивание танцевальных фрагментов:
Педагог предлагает учащимся заранее приготовленные танцевальные фрагменты для разучивания. В процессе работы идет поиск, движения постоянно корректируются и исполняются в различных ракурсах и темпах.
- импровизационная работа:
Педагог дает учащимся задания на импровизацию. Это поиск нового хореографического языка соответствующего персонажам танца. Импровизация девочек с ангелами. Элементы техники соединяются с фрагментами импровизации.
- работа с реквизитом:
Дети пробуют работать с реквизитом гигантскими скорлупками.

Заключительная часть
- подведение итогов занятия:
Педагог и учащиеся пробуют собрать номер из проученных и найденных на уроке движений, положений, перемещений, в соответствии с музыкальным материалом.
Поклон.